По традиции, накануне Нового года названы топ-10 результатов ученых академии наук за 2014 год в области фундаментальных и прикладных исследований.

1. Созданы новые магнитные метаматериалы – магнитоплазмонные кристаллы, представляющие собой металло-диэлектрические гетероструктуры, содержащие слой магнитного диэлектрика с перфорированным нанослоем золота, обладающие рекордным значением магнитооптического эффекта. Созданные метаматериалы необходимы для разработки сверхточных фотонных устройств (НПЦ по материаловедению).

2. Обнаружен путь создания твердотельных квантовых компьютеров на основе алмаза. Найден «островок стабильности» в положении изотопа углерода 13С относительно NV-центра в алмазе, для которого время когерентности ядерного спина 13С при комнатной температуре составляет десятки минут. Это позволяет значительно увеличить число логических операций. (Институт физики НАН Беларуси совместно с Институтом физико-органической химии НАН Беларуси).

3. Разработан новый фазо-временной метод распознавания подповерхностных объектов при импульсной радиолокации. Метод позволяет различать подповерхностные объекты, имеющие одинаковую форму, но разные диэлектрические свойства (Институт прикладной физики НАН Беларуси).

4. Выявлен новый маркер опухоли щитовидной железы. Маркер дает возможность рассчитать степень агрессивности карциномы и тем самым спланировать лечение (Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси совместно с Республиканским центром опухолей щитовидной железы Министерства здравоохранения Республики Беларусь).

5. Расшифрована пространственная структура важнейшего мембранного гемопротеида человека. Результат является ключевым в поисках молекулярных механизмов возникновения патологических состояний, связанных с нарушением утилизации холестерина и биосинтеза желчных кислот (Институт биоорганической химии НАН Беларуси).

6. Обнаружены полиморфные варианты специфических генов человека, которые можно использовать как эффективные маркеры для выявления предрасположенности к остеопоротическим изменениям (Институт генетики и цитологии НАН Беларуси).

7. Установлено, что снижение чувствительности хеморецепторов мозга к углекислому газу во сне является ключевой причиной остановки дыхания у пациентов с диагнозом обструктивного апноэ сна (Институт физиологии Национальной академии наук Беларуси совместно с Республиканским научно-практическим центром оториноларингологии Министерства здравоохранения Республики Беларусь).

8. Создана многопараметрическая вероятностная модель, использующая эмпирические данные и метод максимальной энтропии, для оценки вторичного перераспределения радионуклидов (плутония-239, -240 и цезия-137) в естественных экосистемах в результате лесных пожаров. С помощью модели можно производить оценку динамики объемной радиоактивности в приземном слое воздуха и в водоемах, в том числе в зоне радиоактивного загрязнения (Институт радиобиологии НАН Беларуси).

9. На основе современных диагностических методов исследования клеток миокарда, аорты и кровеносных сосудов сердца установлены ультраструктурные признаки их раннего поражения (изменение размеров и формы митохондрий с последующей трансформацией сократительного аппарата), выраженность которых является критерием для выбора тактики лечения пациентов с кардиопатологией. (Институт физиологии НАН Беларуси совместно с Белорусской медицинской академией последипломного образования и Республиканским научно-практическим центром кардиологии Министерства здравоохранения Республики Беларусь).

10. Установлено, что комплексы, включающие полиамидоаминные и фосфорные дендримеры, связанные с рибонуклеиновыми кислотами, являются нетоксичными и высокоэффективными для генетической терапии злокачественных новообразований (Институт биофизики и клеточной инженерии НАН Беларуси совместно с Республиканским научно-практический центром неврологии и нейрохирургии Министерства здравоохранения Республики Беларусь).

You have no rights to add a new comment. May be you need to register on the site.

Copyright © 2024 Institute of Biochemistry of NASB. All Rights Reserved.